Подробно про автошколу ДОН, Воронеж (длинный текст форум попросил разделить на несколько частей, так что продолжение ниже)
Расскажу просто как было, решайте сами для кого где плюсы для кого где минусы. Неделю назад закончили обучение в автошколе ДОН, это третья школа, в которую пошли, предыдущие 2 были на столько ужасны, что оттуда ушли недоучившись и пару лет не было желания этим заниматься вообще. Когда снова появилось решение получить права и время этим заняться, встал вопрос куда идти теперь. Знакомые все отучились давно, поэтому перечитывал интернет, читал и этот форум, кстати. По всему прочитанному был сделан вывод:
1) не искать школу по принципу близости к месту проживания,
2) выбирать школу, в которой наиболее прозрачные условия обучения
- все остальное получалось в любом случае "на удачу" и толком не проверить, ну и плюс решил что если по телефону общение не сложится (такое бывает не редко у нас в стране, когда секретарю откровенно пофиг на все), то сразу вычеркиваем и идем дальше по списку...
Перечитав весь интернет, в том числе отзывы и сайты самих школ, нашел наиболее адекватным то, что писали про ДОН, а когда увидел на их сайте утверждение "обозначенная сумма обучения является окончательной и включает все нужные сборы", понял что надо звонить туда в первую очередь, потому что прочитав десятки отзывов заметил что сейчас автошколы это в основном бизнес по выманиванию денег. В общем много прочитав долго не думал, сразу позвонил, т.к. дальше все должно было решиться в общении с секретарем. Разговор сложился хорошо (кстати был приятно удивлен, т.к. чаще можно услышать как минимум равнодушие по телефону), терпеливо выслушали, на все вопросы понятно вежливо ответили, это порадовало, так что записались, поехали смотреть договор и обсуждать детали...
Договор читал внимательно, он в общем формален, на мой взгляд можно было бы составить его более четко и в отношении взаимных обязательств расшифровать детали, в частности что является нарушением распорядка занятий, за которое полагается исключение без возврата оплаты. Но т.к. в целом разбираюсь в договорах, то не стал к этому цепляться, понимая что по сути этот пункт сделан школой для собственной защиты, чем из реального желания им пользоваться. Отметил это только потому, что считаю, в договорах с учеником автошколе стоит подобные вещи прописать четче, потому что формулировка "исключение без возврата оплаты" выглядела довольно небрежно и непрофессионально, кого-то может запросто отпугнуть. Ну и еще из договора меня смутили стандартные для всех автошкол условия "не допускается к сдаче в ГИБДД без прохождения внутреннего экзамена". Понимал четко, что во всех школах это так, понимал что школа не хочет поставлять в ГИБДД людей, которые не могут 50 метров проехать не сбив столбики, но все же надеялся, что вдруг да удивят и такого пункта тут не будет. Он был и, к сожалению, тоже без дополнительной расшифровки на счет деталей. На тот момент по разговору в целом впечатление складывалось положительное, выбирать что-то было нужно, потому решил положиться на порядочность школы в отношении этих вопросов, постарался узнать как можно больше про все что меня интересовало, задавал все смущающие меня вопросы в беседе. В договоре порадовал пункт, что подтверждением качественного обучения является свидетельство автошколы, выдаваемое обучаемому, а в случае некачественного обучения возврат денег. То есть в итоге даже по договору выходило что свидетельство выдадут без увеличения оговоренной суммы обучения, а смущавшие меня пункты договора были несколько противоречивыми по отношению к этому главному тезису, потому я счел, что в случае споров или попыток тянуть деньги у меня будут нужные аргументы отказать в "доплатах". То есть в целом договор вызвал у меня вопросы, но был достаточно приемлем. Если прописать в нем обозначенные мной спорные пункты более четко и логично, выйдет хороший образец договора с автошколой.Добавлено (28-10-2012, 14:28:39)
---------------------------------------------
Далее, прочитав договор, я отдельно спросил про оплату, про возможность замены инструктора если не сойдемся (мне "везет" на такое), про даты экзаменов и про вождение. На собеседовании упустил такую деталь, что часы вождения не астрономические (60 минут), а академические (45 минут 1 час), поэтому выбирая пакет вождения несколько не верно представлял себе реальный объем практических занятий + 1 из занятий вводное + 1 на сдачу экзамена. Это следует сразу понимать выбирая сколько вождения вы покупаете. Если кто немного умеет то берите 30 часов, если вы полный новичок, лучше сразу 50, чтобы потом не спешить в последние дни искать в расписании время добавить практики. Больше 50 часов вряд ли кому понадобится, потому что тут уже на мой взгляд дело в практике чем в освоении самих навыков. Ну и 10 часов берите только если вы нормально водите и вам надо только привыкнуть к машинам, потому что это примерно 3 занятия по полтора часа практики + экзамен. В общем я водить не умел, брал 30 часов, это вышло около 14 занятий по полтора часа, считаю что для меня это было немножко маловато, но 50 я бы брать не стал, потому что в целом и после 30 был достаточно уверен в том что в целом машиной управляю, а не просто сижу в ней. Тут конечно все индивидуально, поэтому главное хочу обратить внимание новичков это сразу верно себе представлять, на сколько знаю во всех школах часы так же имеются в виду не по 60 а по 45 минут, поэтому рассчитывайте свои способности к обучению и выбирайте объем практики с запасом, чтобы не спешить. Правила и тем более билеты выучите все, а вождение штука куда важнее. На счет инструктора сказали сразу, что матом никто не ругается и тому подобного нет в принципе, но обещали при моем пожелании инструктора заменить если что. Оплату предложили внести либо сразу либо равными частями по мере обучения. Все чеки об оплате выдавали аккуратно и рекомендовали не терять. Это тоже порадовало.
Теперь раз сказал про билеты и правила, можно сразу и написать про это подробнее. Теория не самое сложное, что есть в автошколах, но и в тех двух школах, куда мы ходили несколько лет назад, теорию умудрялись читать так, что слушать это было невозможно. То у преподавателя произношение такое, что слышно только первым рядам, то преподаватель больше озабочен проверкой посещаемости и натаскиванием решения билетов, чем пониманием учениками самих правил, то спорные вопросы от учеников, наличие которых в правилах и билетах признает и само ГИБДД, полностью игнорируются и тому подобное. В ДОНе мы учились в центральном филиале на плехановской, класс достаточно просторный, оборудован компьютерами аналогичными ГИБДДшным, чтобы сразу привыкнуть решать билеты на них, мебель новая, доска под маркер, то есть можно легко рисовать и разбирать схемы дорог. Кому то может это показаться мелочами, но я сравниваю свой опыт других автошкол где был на занятиях и вспоминаю как там на кривых досках мелом еле видно что-то рисовалось. В общем для меня обстановка обучения имеет значение, поэтому отмечу это, может кому тоже будет важно. На счет видео, которое показывают на занятиях - меня оно больше смешило, давало время разгрузить голову на 5-10 минут, потому что сейчас на том же ютубе желающие могут сами что угодно по теме правил посмотреть, но многим нравится, экран большой, ролики в целом можно назвать полезными.
Добавлено (28-10-2012, 14:28:58)
---------------------------------------------
Самое главное, что мне на теории было важно, после первых моих вопросов преподавателю (а я люблю разбирать все детали до полного понимания), он старался пояснить нужные мне детали или спорные ситуации в вопросах/правилах. Когда на 3м занятии поняли, что это отнимает время у людей, которым после школы надо еще за детьми там или еще куда, мои вопросы на занятии стали обсуждаться более бегло, но после занятия всегда можно было задержаться и порой по пол часа мы все их разбирали до полной ясности. В общем после первой пары теоретических занятий я расслабился и стал получать удовольствие от разбирания правил, забывая неприятный опыт тупой зубрежки и натаскивания в прошлых школах. Кстати я как раз не любитель записывать что-то, мне важнее понять, чем заучить. В некоторых школах у нас даже требовали записывать (почти все занятия шли как диктант) и проверяли записи, если у кого не было, то грозились недопускать к экзамену :-о) В ДОНе преподаватель сказал, что записывать можно кому что интересно, а что особо важно он продиктует помедленней кому нужно. В самом деле после разбора правил диктовались тезисы, сформулированные так, что было удобно запоминать по ним пройденное. У меня все записи в итоге заняли 1 лист, у других 2-3 листа. При это прочитав их можно было вспомнить практически все сложные моменты правил. Так что тут тоже порадовало, хотя в паре мест я (для себя) нашел более простые способы запомнить правила :Р В общем кто опасается что с теорией, пониманием и запоминанием правил у него сложности, думаю тут вам помогут это преодолеть и научиться все понимать, обучение теории построено так, что даже ничего не слушая и не включая голову, вы процентов 30% материала к своему удивлению запомните. К тому же после занятия можно поиграться на компьютере "в билеты" как в ГИБДД, которые программой выдаются вам сразу по текущей теме или по всем ранее пройденным. Меня немного удивило первые занятия, что не было коллективного разбора вопросов в билетах, как это делали в других школах, но по итогам скажу, что наверное так и лучше, потому что на такой разбор уходило бы все время. В этой школе внимание уделяется разбору и пониманию правил, а не зубрежке билетов на занятии, что на порядок лучше в конечном счете. Впрочем для полноты картины скажу, что после разбора правил по ходу занятия разбирались и наиболее характерные вопросы билетов по текущей теме, после занятия "на дом" обозначались номера вопросов из билетов по пройденному, которые надо было самостоятельно прорешать, проверив свое понимание, а если что было не понятно дома, можно было на следующем занятии или после него подробно разобрать. Мне было достаточно интересно, на занятии я учился верно понимать правила, дома в свободное время решая вопросы билетов проверял все ли я верно понял, выписывал что не ясно и так еще за месяц до окончания разбора теории, я ничего не заучивая решал 20 билетов по 20 вопросов делая 1-2 ошибки на все эти вопросы. То есть к экзамену оставалось только подучить те вопросы, в которых надо было именно запомнить какие-то справочные данные. Кстати время от времени на занятиях (а точнее перед занятиями) появлялся дядечка солидного вида в костюме и тоже с удовольствием подсказывал, подробно и с примерами помогал разобрать непонятные вопросы. Я первое занятие пропустил и только позже узнал, что это директор автошколы :-) Не то чтобы я был сильно удивлен, но это было неожиданно и непривычно, по рассказам во многих автошколах директора вообще мало вникают в работу, не говоря уже о самих занятиях. А тут и перед занятиями и после можно было сводобно пообщаться со всем руководством, которое почти всегда было в этом время в школе, обсудив любые вопросы от правил до обычных бытовых, на которые иногда переходило общение на
тему ПДД. Атмосфера в самом деле если не семейная, то можно сказать клубная.
Добавлено (28-10-2012, 14:29:20)
---------------------------------------------
С практикой у нас была небольшая заминка, вроде должны были начать через ездить 2-3 недели с начала теории, но задержались на пару недель, из-за чего пришлось два раза теребить секретаря спрашивая когда же уже начнем ездить. Нам объяснили, что это редкое явление и так сложилось, что автошкола меняла автопарк как раз в этот период, люди с прошлых групп брали дополнительные занятия и потому получилась эта задержка. Машины в самом деле у школы оказались 4 штуки новые вполне хорошие шевроле компактных размеров, которые с удовольствием раздали девчонкам (на них проще ездить и сдавать автодром). Кроме этих насчитали еще 5 или 6 авто у школы, но уже как я понял это машины самих инструкторов - митсубиси, форд, рено, была 1 жигули (модель какая-то современная, но не калина). Все машины по тому что я видел и по рассказам одногруппников в хорошем состоянии, не слышал чтобы кто-то жаловался когда поднимали эту тему. Вообще отмечу, что руководство ДОНа в самом деле следит за состоянием технической базы как классов так и машин, видно что люди стараются и им не всеравно. В других школах, где учился раньше, до езды мы ни разу не доучились, но по рассказам постоянно проскакивало, что авто там едут кое-как.
Добавлено (28-10-2012, 14:29:58)
---------------------------------------------
Когда подошло время практики, нам сказали, что с учетом пожеланий по авто (их можно было высказать заранее на занятии) машины для группы расписаны и со дня на день инструкторы нам отзвонятся. Тут тоже отмечу, что руководство старалось учесть особенности учеников на сколько это можно было и распределить авто наиболее удобно - девчонкам старались дать машинки поменьше и с гидроусилителем руля, не знаю что за машина (говорят была вроде 1 такая) была без ГУР, ее сказали девушкам не будут давать в любом случае, т.к. там более тугой руль. В общем мы как узнали что скоро начнем ездить, каждый день ждали звонка, еще шло лето, было тепло и погода располагала. Когда позвонили мне, я договорился о первом занятии кажется на следующий же день, который был у инструктора свободен. С огорчением узнал что автодром для меня в неудобном месте на Жемчужной в районе остановки Колледж( ранее была Училище) на ул. 9 января. По расстоянию мне недалеко, на авто минут 15, но если бы я водил авто, я бы не пошел в атошколу, пешком через окружную малореально, а на маршрутках 2 пересадки. В общем дорога в одну строну занимала 1-1.5 часов у меня, инструктор сразу строго сказал, что никуда за мной подъезжать не собирается, встреча будет в месте обучения на автодроме. Я спорить не стал, если у человека плотный график занятий ему может быть просто некогда мотаться даже 1 км за каждым учеником, потому просто потом поискал дорогу пооптимальней и включив это в график "прогулок", старался почаще и побольше проходить пешком на занятия. Немного насторожил только тон инструктора, когда он мне отвечал на этот вопрос, показалось что он то ли разозлился то ли обиделся, что его приняли за такси. Но в общем первое практическое занятие прошло нормально, удивила только форма обучения, я ожидал, что мне скажут что где включается и как куда нажимать, вместо этого я около часа отвечал на викторину "где что находится у машины и как проверить ее перед поездкой". Сама информация то была полезной, только было странно, что спрашивали у меня, а я пытался угадать. Подумал, что наверное это для лучшего запоминания, но на это ушло все первое занятие, на котором я так и не поездил. Когда спросил потом об этом у других учеников в школе, сказали, что они со своим инструктором уже на первом занятии ездили и делали "змейку". И только одна девушка сказала, что у нее занятие прошло так же, потом выяснили, что у нас с ней один и тот же инструктор - Владимир. Решили пока не делать поспешных выводов и посмотреть как пройдет следующее занятие.
Добавлено (28-10-2012, 14:30:31)
---------------------------------------------
На следующем занятии я был шокирован непрофессиональным поведением инструктора, когда мы перешли наконец к вождению, попробовав пользоваться сцеплением я проехал пол круга автодрома и мы сразу поехали к змейке. На вопрос/просьбу покружить еще пока привыкну плавно и более-менее автоматически нажимать сцепление, Владимир сказал, что этому на прямой не научиться, надо делать сразу на змейке. Ну поехали делать. Проезжая тот первый пробный круг я отметил, что крутить руль влево у меня получилось сразу, а вот вправо руки порой еще путались. Перед змейкой меньше чем за минуту мне было сказано смотреть на палку, когда зеркало с ней сравняется крутить руль влево до упора и потом чуть назад, но не резко, чтобы не бить рулем, когда какая-то квадратная точка на правом дворнике пересечет вторую палку надо выкручивать руль в центральное положение, когда другое зеркало сравняется с этой палкой надо крутить руль влево до упора и смотреть на угол тонировки на лобовом стекле и ждать его пересечения со следующей палкой, чтобы крутить руль в другую сторону и так далее. Потом мы поехали. При этом мне надо было нажимать на педаль сцепления и плавно ее отпускать, чтобы ехать равномерно, а я еще толком руль крутить не научился, и мы поехали... Первую палку я сравнял, руль повернул но т.к. сцепление еще держал не стабильно, то машина шла не равномерно по скорости и руль я крутанул резче, чтобы успеть повернуть, стукнул им сильнее чем надо было, инструктору стало жалко машину и он закричал чтобы я не "бил рулем", я постарался вправо рулить уже плавнее, но тут не успел уже вовремя вспомнить всю рассказанную мне минуту назад "геометрию" упражнения, забыл что с чем совмещать и проехал вторю палку не повернув вовремя. Владимир закричал "куда мы едем?" и сразу за этим "почему мы не повернули направо?". Заданные вопросы и их тон окончательно загрузили голову и дальнейшие ориентиры я забыл вовсе. Инструктор немного сбавил тон, но с такой интонацией, как будто я его жутко утомил своей неуклюжестью сказал "выезжаем со змейки" сказал мне подъехать к ней заново. Пока я делал круг, попутно думал с чего бы он начал кричать, почему он спросил "куда мы едем?" и вспоминая заданные ориентиры пытался сам понять что я сделал не так. На втором кругу более-менее поняв что я поздно повернул направо, я проехал первую палку как надо, повернул направо во время как и настроился, но обнаружил, что на меня снова кричат, не сразу поняв что не так, я постарался дальше вспомнить как поворачивать, но очередной вопрос "с чем мы должны совместить вторую палку?" вывел меня из змейки уже в другую сторону. Пока ехали на следующую попытку я понял, что мне неприятны крики инструктора и его вопросы типа "почему мы проехали", попросил его не кричать с претензией, потому что я для того и учусь, чтобы делая неверно научиться делать верно, а так же попросил вместо вопросов "почему не повернули" говорить "сейчас поворачиваем направо" и в таком духе. Он вообще не сразу понял о чем я, немного задумался и снова несколько с претензией спросил "я непонятно объясняю?".
Добавлено (28-10-2012, 14:30:53)
---------------------------------------------
На следующем занятии я был шокирован непрофессиональным поведением инструктора, когда мы перешли наконец к вождению, попробовав пользоваться сцеплением я проехал пол круга автодрома и мы сразу поехали к змейке. На вопрос/просьбу покружить еще пока привыкну плавно и более-менее автоматически нажимать сцепление, Владимир сказал, что этому на прямой не научиться, надо делать сразу на змейке. Ну поехали делать. Проезжая тот первый пробный круг я отметил, что крутить руль влево у меня получилось сразу, а вот вправо руки порой еще путались. Перед змейкой меньше чем за минуту мне было сказано смотреть на палку, когда зеркало с ней сравняется крутить руль влево до упора и потом чуть назад, но не резко, чтобы не бить рулем, когда какая-то квадратная точка на правом дворнике пересечет вторую палку надо выкручивать руль в центральное положение, когда другое зеркало сравняется с этой палкой надо крутить руль влево до упора и смотреть на угол тонировки на лобовом стекле и ждать его пересечения со следующей палкой, чтобы крутить руль в другую сторону и так далее. Потом мы поехали. При этом мне надо было нажимать на педаль сцепления и плавно ее отпускать, чтобы ехать равномерно, а я еще толком руль крутить не научился, и мы поехали... Первую палку я сравнял, руль повернул но т.к. сцепление еще держал не стабильно, то машина шла не равномерно по скорости и руль я крутанул резче, чтобы успеть повернуть, стукнул им сильнее чем надо было, инструктору стало жалко машину и он закричал чтобы я не "бил рулем", я постарался вправо рулить уже плавнее, но тут не успел уже вовремя вспомнить всю рассказанную мне минуту назад "геометрию" упражнения, забыл что с чем совмещать и проехал вторю палку не повернув вовремя. Владимир закричал "куда мы едем?" и сразу за этим "почему мы не повернули направо?". Заданные вопросы и их тон окончательно загрузили голову и дальнейшие ориентиры я забыл вовсе. Инструктор немного сбавил тон, но с такой интонацией, как будто я его жутко утомил своей неуклюжестью сказал "выезжаем со змейки" сказал мне подъехать к ней заново. Пока я делал круг, попутно думал с чего бы он начал кричать, почему он спросил "куда мы едем?" и вспоминая заданные ориентиры пытался сам понять что я сделал не так. На втором кругу более-менее поняв что я поздно повернул направо, я проехал первую палку как надо, повернул направо во время как и настроился, но обнаружил, что на меня снова кричат, не сразу поняв что не так, я постарался дальше вспомнить как поворачивать, но очередной вопрос "с чем мы должны совместить вторую палку?" вывел меня из змейки уже в другую сторону. Пока ехали на следующую попытку я понял, что мне неприятны крики инструктора и его вопросы типа "почему мы проехали", попросил его не кричать с претензией, потому что я для того и учусь, чтобы делая неверно научиться делать верно, а так же попросил вместо вопросов "почему не повернули" говорить "сейчас поворачиваем направо" и в таком духе. Он вообще не сразу понял о чем я, немного задумался и снова несколько с претензией спросил "я непонятно объясняю?". Дальше пока мы ехали по кругу пошла минутная беседа, в которой я постарался объяснить, что меня не устраивает тон и формулировка инструкций. В итоге подъехал к змейке я под его слова "если вам не нравится я могу вообще молчать", ответил ему "тогда лучше пока помолчите я попробую проехать сам и спрошу где увижу что не понял как делать".
Добавлено (28-10-2012, 14:31:09)
---------------------------------------------
При этом я уже понимал, что общение не складывается в принципе, змейку мы на этот раз не доехали даже до 2 палки, время занятия подошло к концу (в начале занятия мы тоже около получаса теоретизировали о чем-то). Пока ехали от автодрома я еще раз попытался сказать, что тон и подход к подаче материала мне неудобны и мешают обучаться, потому что после этого занятия сложилось впечатление, что я тупой и на меня кричат потому что я должен делать все как надо, а я туплю. Я сказал и об этом и добавил, что считаю подобный эффект от занятия скорее отрицательным, про себя прикидывая возможность следующего занятия в подобном режиме и варианты решения такой неожиданной для меня проблемы. Владимир сказал, что вообще не понимает о чем я и сказал, что я не вижу ни в чем своей вины, скидывая ошибки моего "вождения" на него или на любые другие причины, но только не на себя самого. Я попытался сказать, что я не считаю себя в чем-то виноватым, но договорить толком не успел, спор перешел в кто кого перекричит. Я понимал, что во многом важен психологический фактор совместимости ученика и обучающего, но в любом случае, даже если я в самом деле тупил, я не был согласен, что на это надо реагировать криками и претензиями. Я ожидал, что инструктор скажет где я делал неверно и скажет как надо сделать чтобы это исправить. Пока я пытался понять в чем причина такого тона общения, может я что не так делаю или все же как в других школах писали в отзывах, инструктор тупо хам, Владимир дал мне ведомость расписаться за занятие. Я стал вспоминать сколько занятий прошло, потому что по поим подсчетам только 2, а у него в ведомости стояли 3 занятия. Тут мне стало совсем подозрительно, я стал рассматривать графы ведомости, пытаясь разобраться, может я не так ее понимаю, но психологически меня уже стало добивать постоянное ожидание "подвоха" от Владимира. И вот пока я водил ручкой по колонкам читая что к чему в его листочке, он нетерпеливо и снова с привычным уже раздражением спросил "ну что трудно просто подписать?". Я сказал что не подписываю не читая что мне вообще дали, уточнив, что не могу понять откуда взялось 3 занятия. Он в своей манере снова раздраженным голосом с претензией ответил "что не видно что тут зачеркнуто?". Я присмотрелся и увидел в одной графе еле заметную черточку от ручки, которая наполовину не прорисовалась на бумаге. В общем расписался напротив двух незачеркнутых строчек, там уже на нервах не вникая был ли в самом деле умысел или ручка у него плохо зачеркивает. Мне уже хотелось закончить это ужасно неприятное занятие и хамоватое общение. Не скажу что я прям переживал, но было ощутимо неприятно от происходящего и мне это очень не нравилось, особенно в контрасте с тем как проходили занятия по теории, я просто не ожидал такого. Дома почитав в интернете как делается змейка, я понял на сколько это простое упражнение и на сколько криво мне его объясняли. Запомнил простые действия, чтобы не следующем занятии их попробовать сделать, а заодно на будущее прочитал как делаются остальные элементы автодрома. То есть научился делать фигуры я по интернету и благодаря машине Владимира, но никак не благодаря, а скорее вопреки ему самому. Это факт, который я понял уже к концу практических занятий.
Добавлено (28-10-2012, 14:31:30)
---------------------------------------------
В общем после этого второго практического занятия у меня появилось стойкое представление, что инструктор не супер как профессионал прежде всего, если позволяет себе такое поведение. Поговорили об этом с руководством школы, по реакции я увидел, что они были реально обеспокоены когда узнали, что первое занятие было без езды, на втором на меня кричали вместо объяснений и что у девчонки с нашей группы, у которой тоже Владимир был инструктором, ситуация была аналогичной. Сказали, что инструктор вроде не так давно перешел из Лидера, но на него не было жалоб, что поговорят с ним и если будет совсем не складываться, то поменяют инструктора. Параллельно я пообщался с другими учениками нашей группы и все были очень довольны своими инструкторами, я понял что мне снова "повезло", как обычно везет на таких людей, сталкивая с ними. Главная проблема была в том, что пока началась практика и пока прошли эти пара занятий, до экзамена в ГИБДД оставалось уже чуть более 2 недель, поэтому менять инструктора на нового не хотелось, т.к. это потратило бы еще время на выбор нового расписания занятий, а занимаясь с Владимиром я вместо обучения тратил силы на общение с ним, которое было очень тугим. В то же вечер я получил смс от Владимира с таким содержанием "завтра занятия не будет". Сначала не понял как к этому относиться, пытался перезвонить, но сбрасывали трубку. Я уже было подумал, что это неадекватная реакция на то, что я рассказал в школе про то как проходят занятия, но до конца в это как-то не верилось. Наконец дозвонившись в начале 11го вечера первое что я услышал было "вы считаете нормально звонить так поздно?". Ну я узнал уже тон и манеру общения Владимира, вместо этих слов ему было достаточно сказать когда и во сколько будет занятие, но он снова потратил свое и мое время на претензию, поэтому я просто повторил еще раз, что мне мне только надо узнать когда будет занятие которое он отменил, т.к. до экзамена времени остается все меньше. Он наконец согласился и сказал мне, что заболел и перезвонит когда будет понятно. Я извинился что побеспокоил его если для него это было позднее время и стал ждать когда он позвонит. На следующем занятии Владимир появился со сломанной шеей, я как-то думал что он простудился или что-то вроде того. Не знаю сказалось ли это или разговор с руководством школы подействовал, но и у меня занятие прошло вполне нормально, я сделал эту змейку наконец, и у девчонки, с которой мы вместе у него занимались, тоже ситуация улучшилась. На следующем занятии Владимир был уже без повязки, и как будто в самом деле это влияло, снова сорвался когда я заглох в конце змейки, проехав ее как надо. Неожиданно для меня (на предыдущем занятии контраст был удивительный) он кинулся к машине и гневно заорал "Почему заглохли? Только попробуйте еще раз заглохнуть!". Сами его вопросы "почему... (далее вариации)" я уже не принимал всерьез, поняв, что это не вопрос, а форма выражения эмоции, поэтому скорее задумался над тем что же я такого сделал что он так разозлился и можно ли воспринимать его слова как шутку или это серьезно. В общем после этого случая занятие прошло уже натянуто, а после я высказал ему свои опасения, что в городе будет вообще возможность заниматься с ним, потому что чувствовал уже, что терпение у меня кончается и я пару раз ловил себя на желании выскочить из машины и ответить ему на агрессию ко мне, а это никуда не годится и плохая атмосфера для обучения. Пришлось еще раз в школе обсуждать поведение Владимира, отрабатывали версию "не сошлись характерами", но я предложил попробовать 1 занятие в городе, если совсем никак не сложится, то будем искать время в расписании других инструкторов. Занятие в городе началось привычно холодно, но минут через 15 Владимиру при мне позвонил директор школы, о чем-то с ним поговорил. Я заметил, что тон, которым Владимир общался с директором был кардинально отличным от того, как он ведет себя на занятиях. Но что порадовало, после окончания разговора по телефону, тон его остался примерно таким же приветливым и ко мне, занятие снова прошло замечательно (на фоне того что было). Я смог наконец сосредоточиться на езде, проехал в целом уверенно и появилась вероятность, что я смогу дозаниматься оставшиеся 4-5 занятий на этой машине.
Добавлено (28-10-2012, 14:32:29)
---------------------------------------------
Дальше расписывать детали не буду, написал так подробно про практику, чтобы не просто выразить свое "фу" или "вау", а показать как оно было и как вели себя участники ситуации. Если Владимир захочет, он может тут написать свое видение ситуации, наверняка прочитает это. С его стороны я увидел непрофессионализм, к концу занятий я понимал, что его попытка убедить меня в том, что у него все ОК, а я просто ищу виноватых, была не осознанной с его стороны, я думаю он делает это интуитивно, не желая искать косяки у себя. На счет криков с его слов - это его нормальный обычный тон общения (хотя по телефону с директором тон общения был совсем иным), по итогам занятий я ни разу не слушал от него выводов что делаю не так и над чем надо поработать - занятие заканчивалось молча, как будто Владимир был обижен. Последние 2-3 занятия Владимир снова стал грубым и кричащим в своем стиле, на одном из последних занятий, когда он много выкрикивал свои недовольства мне, я в конце занятия сам попросил его сказать мне что именно я делаю не верно и что мне надо еще отработать. Только тогда он задумался и назвал мне пару моментов. При этом я в отсутствие адекватного обучения с его стороны постоянно сам для себя делал заметки что мне удается не достаточно уверенно на дороге и сам же старался это отработать на занятиях, так вот названные им пункты были взяты скажем так не то что бы с потолка, но далеко не первой важности, как я сам это уже понимал. К примеру я не мог четко при отсутствии разметки выделять полосы на дороге, чтобы верно занимать нужную, он об этом знал, но когда отвечал на мой вопрос не подумал даже это отметить как недоработанный элемент, зато сказал что мне надо лучше следить за тем, чтобы более четко вовремя переключать передачу относительно набранной скорости. То есть он требовал чтобы я ехал ровно 40 или ровно 50, а не 38 или 42, и переключал скорость ровно в 40 а не в 42 к примеру...
Добавлено (28-10-2012, 14:32:45)
---------------------------------------------
Я верю и предполагаю, что у Владимира будет свое мнение на счет важности того, что он "преподавал", но я могу со своей стороны четко назвать пункты, которые считаю непрофессиональными в его работе:
- не умение чувствовать ученика, шаблонный, топорный и негибкий подход к
индивидуальным особенностям обучаемого им человека, его возраста и т.п. Порой казалось, что человеку реально неудобно сдерживать мат в мой адрес, что компенсировалось более громким криком и злым тоном
- не умение конструктивно указывать недочеты ученика, выражение эмоций при неверном выполнении маневра не дает обучаемому понимания что он сделал не так и как надо делать, чтобы было верно, просто оставляет понимание что "где-то накосячил".
- постоянная неосознанная формулировка инструкций в виде "обратных вопросов", когда вместо того, чтобы сказать "здесь включаем правый поворот" (что постепенно запоминается) он лающим голосом выкрикивает "почему не включаем поворот?" или вместо слов "скорость 20, переходим на пониженную передачу" от него идет фраза "почему не меняем передачу?". Ученик, который учится следить за дорогой, одновременно выполняя все нужные манипуляции в автомобиле, должен понять его вопрос, потом осмыслив чем недоволен инструктор посмотреть на спидометр (т.к. четкого чувства скорости еще нет), понять какую передачу надо сделать, сменить передачу, в это время теряет контакт с происходящем на дороге, а т.к. это идет в форме выкрика или претензии и неожиданно, то сбивает с ритма, который ученик пытается себе наработать при вождении
- преподавание без желания научить, как мне показалось, все делается как будто я заставляю его со мной мучиться, утомляя своим неумением водить.
- не умение вести занятие если ученик "не понравился". Владимир просто замыкался если не кричал, когда был чем-то недоволен, то есть комфортность взаимодействия с ним во многом определялась способностью не напрягать его своими ошибками
- обучение не водить машину, не чувствовать ее, а просто нажиманию на педали и поворачивание руля в нужный момент, когда "сойдутся нужные точки" где-то на лобовом стекле и ориентирах автодрома. Я понимаю, что это могло бы помочь как первоначальные ориентиры, но я не дождался ни разу пояснений о том, что на практике надо следить за уровнем переднего крыла авто на змейке, фарой соседней машины на парковке или поворотом корпуса машины, вместо этого были "уголки зеркала", "точки на стеклоочистителе" и пр., которые надо было совмещать, а это полностью далеко он реального ощущения машины
- хороший инструктор вождения только наполовину хороший водитель, на вторую половину он психолог и педагог, умеющий понять почему у этого человека не получается какой-то элемент, объяснить это, научить как делать верно и уверенно. Владимир этими качествами не обладает, напротив отмечал после его занятий растущую неуверенность с своем вождении, даже если все нужные элементы получались, то есть я не могу назвать его хорошим инструктором, как бы не пытался посмотреть на опыт занятий с ним с положительной стороны, объясняя все "несовместимостью характеров"
- кстати еще один на фоне сказанного совсем мелкий минус, его форд - самая длинная машина из всех что были в школе, делать автодром на ней на много сложнее и больше риск не вписаться в габариты.
Добавлено (28-10-2012, 14:33:01)
---------------------------------------------
В итоге все, чему я научился на вождении, я научился просто пользуясь машиной Владимира и стараясь не злиться на его поведение по отношению ко мне, а работая над выполнением маневров, пытаюсь понять где что делаю не так и исправлять это.
Ну и закончить тему вождения хочу тем, что ни на внутреннем экзамене, ни в ГИБДД Владимир не обращал на меня никакого внимания, сдавал я все последним или когда надо было "заполнить дыру", общался только парой слов когда надо было посадить меня в машину для сдачи, а даже на экзамене в ГИБДД умудрился орать на меня когда кого-то потерял, бегал искал, увидев что я не в машине заорал "почему вы еще не в машине?". При том что это была вторая или 3я его фраза ко мне за весь день, а я как раз стоял и ждал пока найдут мне машину, не надеясь, что он этим для меня займется. Уверен, если бы он не орал на экзамене и не наводил панику перед тем как засунул меня ехать в городе, я бы сдал город с первого раза. Владимир, конечно, как обычно сказал бы мне на это, что я снова ищу виноватых, но несмотря на все к экзамену я довольно уверенно чувствовал себя на дороге, не без ошибок, но мог неплохо проехать где нужно, не нервничал на экзамене, сдал автодром, проехал практически весь маршрут города и впервые за все время занятий заглох на сдаче города уже в конце маршрута, завел машину, проехал, остановился и получил 3 штрафных балла за то, что не включил аварийную сигнализацию когда заглох. А меня не научил мой инструктор это делать, наверное подумал что это не важно. Ведь когда я просил его, к примеру, показать где регулируется зеркало, он сказал, что мне это не надо, оно и так нормально отрегулировано.
Добавлено (28-10-2012, 14:33:21)<